Торговые сети все чаще страдают от воровства, масштабы которого могут достигать 2-3% оборота, однако не спешат тратиться на системы безопасности.
Количество краж в «Ленте» за первое полугодие 2009 г. выросло на 33% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщила пресс-служба сети. По данным пресс-службы Х5, в петербургских магазинах «Пятерочка» случаев хищений в этом году стало больше на 66%, в «Перекрестках» — на 18%, в «Карусели» — на 10%. Количество краж увеличилось в разы и убыток достигает 2-3% от оборота, сокрушается представитель компании по продаже одежды. Рост хищений отмечает и Денис Котов, гендиректор сети «Буквоед». По его словам, стало больше непрофессиональных воров. По данным службы безопасности Х5, воруют в основном дорогой товар, но не для себя, а с целью перепродажи в ларьках и мелких магазинах.
Воры отдают предпочтение кофе, элитным колбасам, икре, коньяку, водке, в 2 раза чаще стали воровать непродовольственные товары (одежда, мультимедиа, косметика), замечает представитель «Ленты». По его словам, участились кражи группами покупателей в составе 2-3 человек, несовершеннолетними без родителей, а также представителями клининговых компаний.
Как правило, торговые компании, работающие в формате самообслуживания, закладывают предполагаемый объем потерь в конечную стоимость — это касается дорогих и компактных товаров: декоративной косметики, кремов, мелких сувениров, говорит Елена Асанова, руководитель департамента общественных связей ООО «Реал-гипермаркет». Размер наценки она не называет, добавляя лишь, что «для потребителя чаще всего это копейки, но за счет оборота компания может существенно минимизировать издержки». Компенсация краж закладывается в наценку некоторых категорий товаров и не превышает 0,5% цены, уточняет аналитик «Уралсиб кэпитал» Наталья Смирнова.
Кражи покупателей — не самая большая проблема, около 70% товарных потерь на этапе поставщик — покупатель происходит из-за внутреннего воровства на складах и магазинах, говорит представитель сети дискаунтеров, просивший не называть его имени.
Большинство краж в магазинах подпадает лишь под действие КоАП (см. врез), дорогие товары магазины стараются защитить магнитными детекторами, говорит руководитель пресс-службы ГУВД по Петербургу и Ленобласти Вячеслав Степченко. По данным ГУВД, с ноября 2008 г. в Петербурге за месяц стабильно регистрируется примерно 250 хищений (в том числе из магазинов). Не всегда охранники вызывают милицию, констатирует Степченко. За полгода в «Ленте» задержано за воровство 15 416 человек. По данным Х5, лишь на 10% задержанных заводится уголовное дело. «Бабушек, детей, больных отпускаем после изъятия украденного, их просто жалко», — говорит представитель Х5. В «Карусели» и «Пятерочке» сумма предотвращенного ущерба в этом году выросла в 8 раз до нескольких миллионов рублей. Продажи северо-западного филиала X5 в I квартале 2009 г. — 6 млн.
Чтобы предотвратить потери, которые в условиях кризиса особенно ощутимы, компания внедряет IT-систему, которая позволит контролировать движение товара, говорит представитель сети дискаунтеров. Установка системы учета в магазине на шесть кассовых мест в среднем стоит 500 000 руб. без расходов на программное обеспечение, оценил Александр Немцов, руководитель отдела торговых систем «1С:бухучет и торговля». Система безопасности для гипермаркета площадью 8000-12 000 кв. м, включающая видеонаблюдение, контроль доступа, охранную сигнализацию, стоит от 4,5 млн до 8 млн руб., говорит Сергей Крыль, директор департамента системного интегратора «СМ трэйд». По его словам, продажи систем безопасности снижаются, большинство ритейлеров хотят сэкономить на технических средствах и перекладывают решение задачи по снижению потерь от краж на персонал. Магазину проще «подарить» какие-то вещи, чем увеличивать их стоимость, наклеивая бирки, говорит Немцов. Затраты на обеспечение безопасности не выросли, компания уделяет больше внимания подготовке персонала. подтверждает Котов.