Cоставленный ритейлерами кодекс условий работы с производителями продуктов питания вызвал у последних множество нареканий. Поставщики требуют, чтобы кодекс регулировал поставки товаров в сеть всех категорий, а не только продовольственной группы.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) подготовила проект "Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания". Этот документ призван определить основные принципы и условия работы ритейлеров и производителей.
Когда платить бонусы
В последней версии документа, с которой удалось ознакомиться газете "Коммерсантъ", содержится описание критериев отбора поставщиков в сеть, "недискриминационных условий доступа" поставщиков в сеть, ответственности сторон за нарушение поставок и оплаты и другие аспекты совместной работы.
Поставщики могут выплачивать "бонусы" и премии розничным сетям только в двух случаях, пишут авторы: "за достижение и превышение торговой сетью выгодного поставщику размера товарооборота поставляемых им продуктов питания" и "за обеспечение сетью выгодной поставщику динамики товарооборота поставляемых им продуктов питания". Также в кодексе ограничивается перечень платных услуг, оказываемых сетями поставщикам. В список вошли рекламные акции, позиционирование в торговом зале и т.д.
Кодекс предусматривает "льготную" систему премий и условий поставок для 225 "наиболее социально-значимых товарных позиций продуктов питания". В этот перечень вошли небрендированные, а также приравненные к небрендированным товары, например, "масло сливочное", "сахар-песок", "маргарин". К этим категориям товаров бонусы применяются только в том случае, если сеть достигнет "выгодного для поставщика объема товарооборота". Оплачивать эти товары сеть обязана не позднее чем через 14 или 30 дней после поставки (тогда как для остальных поставщиков отсрочка по оплате может достигать от двух до пяти месяцев). Для поддержки "малых и средних предприятий-поставщиков" кодекс предписывает сетям "оказывать содействие путем резервирования не менее 10% ассортиментной матрицы под их продукцию".
Не годится
Текущая версия кодекса не устраивает производителей: ознакомившись с проектом, они наотрез отказались его подписывать. Вчера на сайте содружества "РусБренд" (объединяет более 20 производителей, среди которых "Вимм-Билль-Данн", "Боржоми", Mars, Coca-Cola, L`Oreal) было опубликовано заявление, в котором говорится, что "кодекс должен охватывать все категории товаров и носить универсальный характер, а не затрагивать исключительно взаимоотношения торговых сетей к поставщикам небрендированной сельскохозяйственной продукции". Авторы обращения предлагают распространить правила и на непищевую потребительскую продукцию - бытовую химию, бытовую электронику и другие товары, которые реализуются через сети.
"Принимая во внимание долговременный характер кодекса, - пишут производители, - мы считаем нецелесообразным включать в него значительные и различные по содержанию перечни товаров, предусматривающие особые условия поставки, или же, в случае особой необходимости, ограничиться крайне лаконичным списком социальных товаров".
Неудовлетворительными показались поставщиками и те положения кодекса, которые касаются условий платежей за поставляемые товары, условий о предоставляемых сетями услугах, а также порядка урегулирования споров. По мнению производителей, все это еще требует дополнительного обсуждения.
Кроме того, поставщики указали на то, что в проекте отсутствует схема практической реализации кодекса. "Отсутствие четких путей применения Кодекса, а также санкций при его не соблюдении делают этот документ декларативным", - заявляется в документе. Поэтому одновременно с дальнейшей проработкой положений кодекса надо подготовить и соответствующие законодательные акты, обеспечивающие его функционирование, настаивают производители, а также согласовать его с Федеральной антимонопольной службой. (Полный вариант обращения см. в дополнительном материале.)
Председатель президиума АКОРТ и гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис признает, что кодекс еще нуждается в доработке. "Презентация проекта не означает его немедленного применения. Мы готовы внести необходимые поправки и уточнения. Также необходимо определить порядок принятия кодекса как нормативного документа и проработать вопрос о его согласовании с законом "О торговле", - сказал Хасис "Коммерсанту".