НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ ВЕДУЩИЕ СПИКЕРЫ IV ВСЕРОССИЙСКОГО ТОРГОВОГО ФОРУМА «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ В РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ XXI ВЕКА: ВТОРОЙ ЭТАП КРИЗИСА С ЦЕНТРОМ ЗАКУПОК СЕТЕЙ» (10–11 ФЕВРАЛЯ 2009 ГОДА, Г. МОСКВА, ЭКСПОЦЕНТР).
| Петр Офицеров, президент консалтинговой компании Real Work Management, ведущий российский консультант по работе с розничными сетями.
|
| Кирилл Евстегнеев, исполнительный директор ЗАО «Система «ТЗС» – торгово-закупочная система, действующая в интересах Союза Независимых Сетей России |
1. Как мировой кризис ликвидности отражается на планах развития розничных сетей в России? ПО Кризис ликвидности напрямую отражается на планах развития всех розничных сетей в России. Практически все сети развивались на деньги банков и поставщиков, и сегодня они оказались в ситуации, когда банки перестали их кредитовать, а поставщики стремятся сократить сроки оплаты товаров до мини-мальных. Все это сильно подкосило пла--ны запланированного развития розничных сетей. Некоторые розничные сети не только сворачивают свои планы по развитию, но и принимают решение о закрытии части своих магазинов. Сегодня для поставщиков и ритейлеров наиболее оптимальной формой взаимодействия являются Центры Закупок Сетей, проводимых Компанией ИМПЕРИЯ, когда за один день у розничной сети есть возможность «отсмотреть» до 40 поставщиков, а у поставщика – провести переговоры с 80 розничными сетями.
КЕ В связи с кризисом ликвидности сети пересматривают свои планы развития. Все больше компаний консолидируется, чтобы не просто выжить в условиях кризиса, но и продолжать развиваться дальше. Аналогичная ситуация и в ритейле. Сети консолидируются, чтобы укрепить свои позиции и получить более выгодные условия у поставщиков, разработать ЧТМ и оптимизировать логистику.
2. Каким образом ритейлеры планируют сокращать издержки в период кризиса? ПО Розничные сети будут сокращать свои издержки примерно такими же способами, что и все остальные участ-ники рынка. Это, во-первых, снижение внутренних издержек в сети, вовто-рых, сокращение расходов на персонал, втретьих – за счет поставщиков, путем увеличения отсрочки, снижения цены. Сегодня уже в договорах на 2009 год некоторые розничные сети требуют от поставщиков отсрочку 140 дней и скидку 35% от сегодняшней цены.
Все эти меры направлены на повышение эффективности бизнеса в целом. О них, а также других анткиризисных мерах мы будем говорить на Форуме. Ритейлеры сегодня станут больше уделять свое внимание увеличению оборачиваемости с квадратного метра, выручки на одного сотрудника и увеличению количества покупок в магазине, то есть sales promotion.
КЕ В условиях кризиса ликвидности сети более системно подходят к выбору поставщиков, оптимизации ассортиментной матрицы, происходит отказ от низколиквидных позиций, вводится жесткое категорийное управление. Мы готовы к резкому сокращению ассортиментной матрицы сетей-участников и установке приоритетов в выборе поставщика.
Сейчас как никогда важно, чтобы поставщик обеспечивал максимальное исполнение заказа, что, к сожалению, происходит не всегда, особенно в условиях кризиса.
3. Возможны ли банкротства среди розничных сетей и сетей-участников Системы «Т3С» из-за кризиса ликвидности? ПО Банкротства возможны, так как у многих розничных сетей большие размеры кредитных портфелей. На грани выживания сейчас оказались те сети, которые, скажем так, баловались задержками платежей поставщикам, и сегодня поставщики прекратили им отгрузку товаров. Такие сети будут либо распродавать свое имущество, либо будут поглощены более успешными компаниями, если не получат существенную финансовую поддерж-ку. Несомненная польза любого кризиса в том, что он удаляет с рынка неэффективные компании.
КЕ В условиях кризиса Система «ТЗС» не задерживала платежей в адрес поставщиков, и проблем с оплатами в адрес поставщиков Системы «ТЗС» не было. В принципе, банкротства розничных сетей возможны, но в нашем случае вероятность ниже, так как распределены риски, низкий уровень закредитованности сетей, а оптимизацию бизнес-процессов мы начали 1,5 года назад через сотрудничество с Системой «ТЗС».
Мы заинтересованы в сотрудничестве с сильными поставщиками. Взаимодейст-вие с компанией «Империя» позволяет правильно общаться с поставщиками, организовывать тендеры, круглые столы и т. д., в том числе и на Всероссийском Торговом Форуме 11 февраля 2009 года в Центре Закупок Сетей.
Вернуться к списку новостей